ЭЛЬ-ТЮБЮ

В Чегемском ущелье расположено село Верхний Чегем,
которое живущие здесь балкарцы называют «Эль-Тюбю».
Поселение здесь существует со времен позднего Средневековья…

#asoda-custom-5beddb1133b47 i {font-size:30px; line-height:82px;height:82px;width:82px;}#asoda-custom-5beddb1133b47 span {width:182px;height:182px;}#asoda-custom-5beddb1133b47 i {color:#ffffff;}#asoda-custom-5beddb1133b47 i {border-color:#ffffff;}#asoda-custom-5beddb1133b47 i {background-color:rgba(255,255,255,0.01);}#asoda-custom-5beddb1133b47:hover i {background-color:#0182ff;}#asoda-custom-5beddb1133b47:hover i {border-color:#0182ff;}#asoda-custom-5beddb1133b47 span span {background-color:rgba(3,25,43,0.2);}

В Чегемском ущелье расположено село Верхний Чегем, которое живущие здесь балкарцы называют «Эль-Тюбю». Поселение здесь существует со времен позднего Средневековья.

8 марта 1944 года все балкарцы, в том числе и жители Эль-Тюбю, по ложному обвинению в пособничестве немецким войскам, были депортированы в Среднюю Азию. В результате село, как и все верховье Чегемского ущелья, было передано в состав Грузинской ССР, и больше 10 лет оно находилось в заброшенном состоянии.

В 1957 году решением Верховного Совета СССР балкарцы были реабилитированы. По возвращении на родину, большинство жителей Эль-Тюбю предпочли расселится в предгорной зоне Кабардино-Балкарской АССР. В результате численность населения села по сравнению с 1944 годом сильно сократилась.

Благодаря большому количеству исторических памятников село считают музеем под открытым небом. Оно представляет большой интерес для археологов.

В центре села располагается башня XVII в. Она принадлежала таубию (горскому князю) Малкарукову. По своему архитектурному стилю она полностью повторяет башни Сванетии и является единственной в таком роде на северном склоне Кавказа.

Она имеет 4 этажа, верх ее увенчан нависающим парапетом. В конце XIX века она была окружена стеной, в которой были ворота и бойницы.

Ее еще называют башней любви. По легенде она была возведена Ахтуганом Малкаруковым для того, чтобы защищаться от родственников красавицы Кериме, украденной им в Дагестане.

Борьба добра и зла также уходит своими корнями в глубь веков. С давних пор люди стали карать зло и вознаграждать добро. И каждый народ избирал такие меры наказания, которые считал более действенными с точки зрения своей морали.Так, например, у балкарцев вплоть до начала нашего века существовал один из любопытных методов наказания. Почти в каждом балкарском ауле, в том числе и в Эль-Тюбю, на видном месте у дороги, стоял так называемый камень позора – Налат-Таш. Это камень больших размеров с просверленным отверстием. Уличенного в каком-нибудь постыдном поступке привязывали к этому камню, и каждый прохожий выражал ему свое презрение. Когда-то этот камень стоял у моста в центре селения. Впоследствии, потомки последнего прикованного к камню сбросили этот камень в речку, где и сейчас его можно увидеть.

Помимо этого, здесь находится камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и священный камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов — победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли.

Сразу за селом Эль-Тюбю находится город мертвых. Кешене, которые располагаются на склоне горы — каменные склепы. Они имеют уникальную форму – прямоугольные с двускатной крышей и восьмиугольные конусы. Мавзолеи построены из камня. Применялась древняя техника кладки — камни обтесывались и крепились между собой известкой. Внутри они отштукатурены. Удивительно, что штукатурка сохранилась до сих пор в том виде, в каком была изначально! Постройка четырехгранных мавзолеев относится к XII – XV вв., восьмигранных – к XVII – XVIII вв. Кроме этого там находится более древнее кладбище — огороженные родовые могилы и много древних грунтовых захоронений.

Видеоролик о Чегемском ущелье