Рассказ Музафара Бапинаева об истории Чегема

Какие места Чегемского ущелья знамениты своей историей?

Люди живут в Чегемском ущелье несколько тысячелетий. Недалеко от Эль-Тюбю находится грот, где были обнаружены следы пребывания первобытного человека: каменные орудия.

В пещере неподалеку нашли Евангелие на греческом языке. В пещеру ведет вырубленная в скале лестница. По ней поднимаешься, дальше по вертикальному склону идет тропинка. Она приводит в пешеру. Там прятались женщины и дети, когда мужчины вели битву. Одно из ответвлений этой пещеры по преданиям выходит вот здесь, напротив парадрома, а другой ее рукав выходит в районе Актопрака. Это достаточно далеко отсюда. Вся скала прорезана этой пещерой. Мы мелкие были, залазили в пещеру, там идешь полусогнутым, потом лаз и дальше кромешная темнота. Туда мы боялись ходить. Если пролезть через узкий лаз, дальше большое пространство, можно в полный рост стоять. Залезали мы не по греческим лестницам, а с другого входа.

В Чегемском ущелье есть местность Донгат на горе Зинки, там находились древнейшие поселения. Там была железо- и медеплавильня, крематорий. Во время холеры и чумы людей не столько хоронили, сколько сжигали. Сейчас все это под завалами. Остался лишь Намаз-таш – камень, на котором совершали намаз.

Неподалеку находятся развалины аула Думала. Это было одно из старейших поселений, которые так и не восстановили после репрессий. В Балкарии таких поселений мало. Каждый дом строился отдельно, а в Думале они стояли все вместе: крыша одного дома служила двором другого – считай 14-этажка!

В Эль-Тюбю стоит башня, которая по описанию В. Миллера построена не позднее 1700- 1730 гг. Она принадлежала князьям Малкоруковым. Башня не служила в военных целях, а была скорее предметом роскоши. В селе было 4 княжеских рода: Малкаруковы (балкарцы называют Макаруковы, другие говорят Балкаруковы), Кереметовы, Кучуковы, Баразбиевы (балкарцы называют Басиятовы). А вообще то остатков сторожевых башен в районе поселения Верхний Чегем ,ныне Эль Тюбю, достаточно много. Это остатки башен Трам Къала, Личиу Къала,Абсолту Къала, Донгат Кала Река Жилги, которая в Эль-Тюбю впадает в реку Чегем называлась раньше Адыр-су. В соседнем Баксанском ущелье река с точно таким же названием протекает прямо напротив нее. В Верхней Балкарии есть село Зылги. Оттуда совершали набеги на это селение.

Местные жители вырубили лес и подожгли, чтобы враги не смогли отступить. Когда их всех уничтожили, река была красной от крови. Это было место, где убили жителей Зылги. С тех пор и реку переименовали в Жилги. Произношение Верхней Балкарии отличается от Чегемского. Те говорят «З», мы говорим «Ж», у них «Ц», у нас «Ч».

В Чегемском ущелье есть село Лечинкай. С его названием связана легенда. Пришел сюда крымский хан со своим войском. Раньше люди не такие подлые были, как сейчас, и не столь кровожадные, как описывают. Чтобы не убивать кучу народа, каждое войско выставляло по одному человеку. Чей батыр победит в сватке – тот и диктовал условия . Был у крымского хана богатырь. Местные старейшины долго обсуждали, кого выставить против него, да так и не нашли достойного соперника. Один из старейшин,член совета ,когда вернулся домой увидел, как молодая сноха во дворе пыталась подоить буйволицу, а та не давалась. Тогда девушка схватила ее и перекинула через плетень на другую сторону. Перепрыгнула сама и перекинула буйволицу обратно. Села и спокойно подоила. Она зашла в дом и, увидев мрачное лицо свекра, спросила: «Почему ты такой задумчивый?» Он рассказал о предстоящей схватке и о том, что из села некого выставить. Сноха ответила: «Я переоденусь в одежду своего мужа, выставляйте меня». Перед битвой девушка схватила богатыря за колено и раздробила ему коленную чашечку. Объявили начало схватки, а тот даже подняться на ноги не смог! Тогда молодая сноха попросив прощения у собравшихся сняла папаху и когда все увидели переодетую молодую женщину в цкнтр круга вышел её свекр и сказал ,что это за хан такой который идет в поход с таким батыром, котрый не может одолеть даже женщину,а чтобы он сделал если мы выставили бы против него кого нибудь из наших жигитов? И говорят,что хан со своим войском покинул эти места и больше не возвращался, Девушку звали Лячин. Отсюда и появилось название села Лячинкай.

Какие религии существовали в Чегеме?

Жители Чегема – мусульмане. До ислама долгое время здесь было христианство. Было время, когда одновременно функционировали и церковь, и мечеть, и никто из-за этого не ссорился.

В селе есть склеп. Местные его называют Байрым. Так балкарцы именуют Святую Марию. Это склеп Святой Девы Марии. В 1959-1960 годах здесь проходила археологическая экспедиция во главе с Гавриил Иосифович Ионе и Панаит Георгиевич Акритасом. Знаменитый археолог П.Г.Акритас ,грек по национальности, как о нем писал позднее академик Э.Ртвеладзе, кстати один из членов этой экспедиции, он везде искал следы пребывания греков на Северном Кавказе ,в т.ч. и в Балкарии. Мой руководитель, выходец из этого села Музафар Бачиевич Кудаев тоже был участником этой экспедиции. Он рассказывал: «Мы вскрыли склеп вечером и нашли мумифицированную женщину с ребенком в деревянном гробу с открытой крышкой. На них сохранилась одежда, на голове у женщины был конический головной убор с круглыми золотыми украшениями в виде ряда пуговиц. Как только они увидели захоронение, П.Г.Акритас всех разогнал, склеп замуровал, объяснил, что нельзя ничего трогать, иначе все рассыплется. Когда мы пришли утром, все уже было упаковано в деревянные ящики.» Все, что было найдено в этой экспедиции, выставлялось в Эрмитаже. В то время я был аспирантом МГУ и специально поехал из Москвы в Ленинград , так раньше назывлся нынешний Санкт Петербург,чтобы своими глазами увидеть что конкретно было выставлено на всеобщее обозрение в знаменитом музее. И какого было мое удивление когда я увидел одежду этой женщины с ребенком, но без золотых украшений ! Потом экспозиция была передана Кабардино-Балкарскому краеведческому музею.

Выше этого склепа стояла церковь. Рассказывли что , если бездетная женщина от своего дома на коленях шла к этой церкви молилась и просила у Святой Девы Марии, чтобы она подарила ей детей. то после этого в семье появлялся ребенок. Сейчас церковь разрушена, а склеп остался.

На склоне горы Башиллик,по правую сторону от усадьбы Кулиевых,где кстати находится дом в котором родился знаменитый балкарский поэт Кайсын Шуаевич Кулиев ,а так же единственное место в КБР , а может и во всем СКФО ,где сохранились в целостности дома которым более 800 лет и где воочию сегодня в первозданном виде только здесь туристы могут увидеть знаменитую архитектуру балкарского народного жилища о которой ещё в 1938 году писал Э.Б Бернштейн , сохранились полуразрушенные башни Хустос. На моей памяти там проводили раскопки исследователи из Грозного. Один высказал идею, что Хустос созвучно с Христосом. При раскопках там обнаружили остатки церкви, большой каменный равносторонний крест.

По рассказам старожилов христианство здесь было до второй половины 18 века и даже по мнению некоторых ученых ,например В.А.Кузнецова, в этом селе некогда находилась епархия Аланской (Византийской ) церкви. У нас есть такое выражение: вернувшиеся в религию второй раз. Сначала как и все балкарцы были язычниками, потом сскорее всего некоторое время существовало Тенгрианство,затем ислам, потом христианство, а со второй половины 18 века снова вернулись к исламу.

Какие легенды связаны с язычеством?

Во времена язычества поклонялись камню. В Верхней Балкарии, например, поклонялись дереву, а здесь – камню.

До сих пор недалеко от кошары в урочмще Сегишты стоит камень Аш-тотур. С ним связано несколько сказаний. Когда чабаны уходили вечером из кошары домой, просили у камня: «Охраняй нашу отару, мы её доверяем тебе». И никогда овцы не пропадали. Однажды пастух ушел, не предупредив камень, а наутро несколько овец нашел
загрызенными волками. Пастух подошел к камню со словами: «Аш-тотур, я доверял тебе, а ты меня подвел!» И на следующий день нашел у изгороди мертвого волка.
Балкарцы всегда с уважением относились к этому камню. Подъезжая на коне, спешивались,приветствовли Аш Тотур и проходили мимо ведя лошадь за уздцы.

Однажды ехали по этой дороге кабардинский князь из рода Хадаужуковых (Атажукиных) ,который водил дружбу с балкарскими таубиями со своим кунаком бакарским таубием и когда подъехали к этому камню балкарец спешился и поздоровался с камнем ,, а Атажукин посмеялся: «Ты до сих пор веришь в эту небылицу?!» — и плеткой
ударил камень. И они не проехали и полверсты ,как какая-то желтая муха залетела в его нос и укусила. Не прошло и получаса, как из носа полезли черви, и он испустил свой дух.

Эту историю знают все местные моего возраста и старше. Этот камень находится под хребтом Ак-Кая в урочище Сегишты, на северо-восток от лагеря на парадроме.
Еще один священный камень Абсолту находится в селе Эль-Тюбю. Образованных врачей раньше было мало, ходили к тем, кто делал обереги, талисманы, умел читать и писать.

Одному ребенку постоянно плохо было. Родители обратились к знахарю. Тот попросил, чтобы ему принесли два камыша, кусок ткани, деревянную чашу. Он что-то написал, вырезал камыши в виде стрелы, положил все это в чашу, обернул тканью, сказал: «Положите под камень Абсолту так, чтобы никто это не тронул.» И после этого ребенок перестал болеть. Когда мы были маленькие, прятались под этим камнем, все это видели, но трогать никому в голову не приходило.

У дороги возле мечети раньше находился камень позора. К нему привязывали людей, которые совершали дела, несовместимые с моралью. В те времена это был
общественный суд над человеком, который совершил античеловеческие поступки. Только в начале XX века перестали привязывать к камню. Преступника не убивали, его
привязывали, и все проходили мимо и плевали на него. Осудят человека, он отсидел, вернулся, а тут как жить в этом селе, если и стар, и млад плюются на тебя?

Что вы можете нам поведать о былой жизни чегемцев?

Балкарией и Карачаем в средние века управлял общественный совет, который назывался Уллу Тёре (Большое тёре). Членом этого совета мог быть любой гражданин который пользовался авторитетом среди своих сограждан независимо от того к какому сословию он относится ,какого происхождения. Это был настолько демократический орган власти, решения которого были обязательны к исполнению для любого жителя Балкарии и Карачая и в нем постоянно происходила ротация как членов этого совета, так и места заседания. Так вот последнее свое заседание Уллу Тёре проводило в Верхнем Чегеме и распустили его с приходом Советской власти.

В Чегеме , как во всей Балкарии и Карачае всегда было очень много скота, особенно овец и коз. Балкарцы были отменными скотоводами .Обязанность балкарца перед скотиной превыше, чем перед людьми! Была поговорка: «опаздываем скот кормить». Животные сами себя не могут покормить, и сказать, о том, что голодные, тоже не в состоянии. Они взаперти, и если вовремя их не кормить, на вас ляжет огромный грех. Здесь было огромное количество скота! Скот давал все, что нужно для жизни.

Местные настолько ценили ровные участки земли чтобы использовать ее всю для посева. Жить и хоронить можно и на горе! Здесь было даже террасное земледелие ,следы которого четко и по сегодняшний день виды на склоне Салкъын дуппурла (Прохладные горы) напротив села ЭльТюбю. Из бараньей шерсти делали идеальное сукно и продавали. В Горячеводске был центральный рынок. Мерило взаиморасчетов было солью. А заграницу соль продавалась дороже. Балкария тогда еще не была территорией России, и приходилось покупать соль по заграничным ценам до 1827 до присоединения Балкарии к России. Торговали в основном с Кабардой и с Грузией.

Даже в недавнем прошлом сваны жили очень бедно. У них были своеобразные колхозы, скот был колхозный, но его раздавали людям, кто сколько мог содержать. Оплата была в натуральной форме – шерсть, молоко. Денег не давали. Они приходили работать к нам через перевал Твибер и работали на стройках , на заготовке сена . Деньги они могли заработать только в наших колхозах – здесь выдавали зарплату.

Склоны, где сейчас находится парадром, полностью скашивали для колхозного скота, а нам разрешали для себя косить только за зубьями небольшой участок перед лесом. Косили, собирали, копна тянули вниз по крутому склону. Лесу не давали расти – это же были наши сенокосные угодья!

Через Чегем проходил всесоюзный 88-ой маршрут. Начинался он от Белой Речки с турбазы «Лесная поляна», далее вел в турбазу Чегем. Оттуда ходили на экскурсию на водопад Абай-Су, там разбивали палаточный городок, а потом через перевал уходили в Грузию, в Сванетию. Маршрут заканчивался в Гаграх. За водопадом Абай-Су красота неимоверная! Оттуда через перевал можно попасть в Адыл-Су – ответвление Баксанского ущелья.

У нас в Нальчике была знаменитая школа инструкторов по горному туризму. Проводили теоретические и практические занятия, а заключительным экзаменом у выпускников был поход. Их привозили сюда на турбазу Башиль. Пешим ходом через перевал Голубева до Уллу-Тау в Приэльбрусье. Там вручали им значок туриста СССР и удостоверение инструктора горного туризма. Хорошая была школа, образованные были люди, знали все исторические сведения. Инструктора выходили профессиональные: могли вести и без остановки рассказывать, рассказывать, рассказывать…

Есть ли здесь редкие виды растений?

Из тех растений, что находятся в Красной Книге, здесь растет очень много. Из редких видов, например, лютик балкарский и древовидный можжевельник – ими весь склон
усыпан по дороге к склепам!

С выселением балкарцев в 1944-ом пропали все знания, а тогда такие лекарства делали из местных растений! Сейчас стригущий лишай практически не лечат. А у нас в селе жила слепая бабка Мариям Малбаевна Бапинаева, так она готовила такую смесь ,что стоило помазать пораженные участки кожи несколько дней и волосы как говорится прямо на глазах вырастали и лишай отступал. Мы же оторваны от цивилизации, поэтому чтобы жить, приходилось самим изучать все. Это было отшлифовано веками методом проб и ошибок. Переломы и вывихи даже за травму не считали, настолько быстро лечили.

Как появилось село Эль-Тюбю?

Эль-Тюбю означает «Низ села», а выше был Лыгыт – это древнее Верхне-Чегемское городище. Поселение находилось там. У одного мужика каждый вечер корова не возвращалась домой. Постоянно лежала в одном месте. Скотина лучше, чем человек чувствует места с положительной энергетикой. Он первым ушел из Лыгыта и построил на этом месте дом, а вокруг него позже начали строиться остальные. Так и появилось село Эль-Тюбю.

Велись ли в Чегемском ущелье крупные битвы?

В 1395 году на ущелье напал Тимур. Тогда жили еще в Верхне-Чегемском городище. Тимур через ущелье не смог проникнуть, оборонялись достаточно жестко. Пришлось ему сначала захватить Баксанское. Только так через перевал он смог попасть в Чегемское. Над Верхне-Чегемским городищем возвышается скала Кызла-Кюйген кая, что переводится как «скала сгоревших девушек». Чтобы не попасть к Тимуру, незамужние девушки поднялись на скалу, подожгли себя и сбросились вниз.

Хромой Тимур Тамерлан — завоеватель всего мира. Его мавзолей находится в Узбекистане. Нефритовую плиту из его мавзолея привезли во двор Иранского шаха. С появлением этой плиты в его семье пошли странные заболевания. Когда это коснулось его дочери и его самого, они начали слепнуть. Они призвали мудрецов, один из них сказал, что во дворе находится нечто, что им не принадлежит, то, что привезли издалека. И пока это не вернут обратно, болезнь будет прогрессировать. Во дворе было много подарков, которые привезли издалека. Кто-то заметил, что болезни начались с появлением нефритовой плиты. После того, как вернули ее обратно, все полностью выздоровели.

Советская экспедиция вскрыла могилу Тимура 21 июня 1941 года. В это время появились три старца. Никто не помнит, откуда они пришли и куда исчезли. Они сказали: «Вы накликаете большую беду». И 22 июня в 4 часа утра началась война.

Рассказывал Музафар Бапинаев.
Интервью записала Надежда Ващинская.